Television and Film company ETHNO-ONLINE - КИНО

http://ethno-online.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=2
Распечатать

ТАБУ. ПОСЛЕДНИЙ ШАМАН

 

"ТАБУ. ПОСЛЕДНИЙ ШАМАН"       

Производство: Россия
Продолжительность: 26 мин.
Язык: русский
© 2003 ETHNO-ONLINE. All rights reserved         
Директор: Никита Хохлов
Продюсер: Никита Хохлов
Ко-продюсер: Никита Хохлов
Автор текстов: Николой Плужников
Редактор: Николай Плужников
Оператор: Никита Хохлов
Дизайн: Никита Хохлов
Фото: Никита Хохлов
Музыка: Андрей Зеленский
Голос: Линда Липпнер


Одно из нганасанских преданий гласит, что однажды к костру, у которого грелся человек, подбежал дикий олень и попросил человеческим голосом спасти его от преследователя-волка.

Человек схватил оленя обеими руками и бросил его в костер. Когда тот сгорел, человек вынул обугленные кости, стал ковать их и выковал из них фигуры людей. "От человека, выкованного из оленьих костей, - заключает предание, - произошли нганасаны".


телекомпания ЭТНО-ОНЛАЙН

Ня - так себя называют нганасаны, маленький народ центрального Таймыра. «Рисованным железом» нганасаны называют шаманские амулеты. Очередной фильм проекта «Российская национальная география» - о судьбе последнего нганасанского шамана. Нганасаны, жители центрального Таймыра, - самое северное население Евразии.

Всего сорок лет назад они еще кочевали по огромной территории – от горного массива Бырранга до плато Путорана. Советская власть старательно вытаптывала любые воспоминания об их древней культуре, насильно переводя кочевников на оседлость. Шаманы же просто считались диссидентами, их ссылали и расстреливали.

Сейчас нганасаны живут в трех маленьких поселках центрального Таймыра. Их всего около тысячи человек. По сути, нганасанская традиционная культура сохранилась только в памяти стариков. Однако в архиве Института этнологии и антропологии РАН сохранились уникальные киноматериалы этнографической экспедиции 1968 года, посвященные двум нганасанским шаманам, проводившим обряд встречи первого снега.

Нашей же экспедиции предстоит познакомиться с потомком тех самых шаманов, Леонидом Тубяковичем Костеркиным, и его семьей. Мы узнаем, как устроен быт последнего таймырского шамана, умудрившегося сохранить весь необходимый «арсенал», доставшийся в наследство от отца и деда – знаменитых шаманов. Более того, мы попытаемся вплотную приблизиться к тайне истинного камлания – домашнего, «для своих». И, разумеется, услышим из первых уст нганасанские песни и древние сказания – на редкость поэтичные и мистические.


| 19.05.2014 21:57